Деметра
Проект Лошкарева Александра 8 "В"
Цель: знакомство с персонажем древнегреческой мифологии
богиней плодородия Деметрой. Культ Деметры. Мифы о Деметре.
Сегодня мы познакомимся с обитательницей Олимпа богиней плодородия и покровительницей земледелия Деметрой.
Деметра – олицетворение истинной матери. Богиня опекает урожай, взращивает деревья и не может представить собственную жизнь без детей.
Точное время возникновения культа богини-матери неизвестно, но первые достоверные упоминания Деметры датируются 1500 годом до нашей эры. Изначально почитаемая как богиня ячменного поля, со временем Деметра получила статус покровительницы земледелия. Простое упоминание в молитвах сменилось пятидневными мистериями, проводимыми каждый год. Тесмофориями – так называли праздники в честь Деметры – руководили исключительно богатые женщины, которые брали на себя все расходы. В честь богини-матери приносились жертвы, пелись песни и устраивались шествия.
Рубенс. "Статуя Цереры"
В римской мифологии Деметра известна под именем Цереры. Цереру сопровождает богиня жатвы Аннона, а в руках женщина-мать держит разнообразные фрукты. Древнегреческая мифология присвоила богине другой атрибут – чаще всего Деметру изображают с колоском пшеницы в руках. Римское имя Церера – не единственный псевдоним Деметры. Исследователи насчитали 18 псевдонимов покровительницы земледелия. Дело в том. что как и любая языческая богиня, олицетворявшая земледелие и фигуоу богини-матери, Деметра стала почитаться в глубокой древности, лишь впоследствии ее фигура была введена в классическую мифологию. Возможно, именно поэтому у Деметры нет мужа ни среди титанов, ни среди олимпийцев.
Деметра, согласно мифам, была проглочена Кроносом вместе со своими братьями и сестрами и была освобождена Зевсом.
- Давайте вспомним этот миф?
Хотя богиня не хочет обременять себя супружеством, у нее есть дети. Дочь Персефону она родила от Зевса и очень ее любила. Но однажды случилось страшное, что едва не погубило всю землю.
- Вспомните миф о похищении Персефоны Аидом.
Когда Деметра искала Персефону, она странствовала по земле и с ней произошло следующее.
Приняв вид простой смертной, женщина стала бродить по свету, пока не добралась до города Элевсина. Здесь богиня плодородия устроилась няней в дом царицы Метаниры. Сын царской особы стал новым объектом поклонения Деметры. На маленького мальчика богиня перенесла всю любовь к Персефоне. Чтобы не расставаться с малышом, Деметра решила сделать царевича бессмертным. Но во время обряда в комнату вошла Метанира и закричала, увидев, что няня держит мальчика над огнем.
Богиня уронила ребенка в костер, спасти сына Метаниры не успели. Разгневанная богиня предстала перед царицей в истинном обличье и распорядилась построить в собственную честь храм в городе. Там поселилась одинокая и несчастная сестра Зевса, перестав разговаривать с богами и смертными.
Именно поэтому самые пышные и таинственные празднества в честь Деметры устраивали именно в Элевсине.
Но вот что интересно. Ровно такую же историю рассказывали египтяне об Исиде. Та искала тело убитого Осириса и тоже изображала смертную женщину. так же была нанята в качестве кормилицы сыну одного царя и пыталась подарить мальчику бессмертие.
Дело в том, что греки торговали с Египтом и знали многое о египетских богах. А Исида в их глазах совершенно походила на Деметру.
Но Деметра знала и любовь.
Она влюбилась в Иасиона, полубога, которого почитали на Крите. Иасион добился любви богини, трижды вспахивал он поле, и трижды богиня приходила к нему на свидание. Зевс увидел это и по какой-то непонятной жестокой ревности поразил его молнией. Скорбь Деметры после смерти Иасиона была так велика, что она отказалась давать урожай; тогда боги позволили Иасиону ежегодно покидать Аид и возвращаться к Деметре на землю (миф аналогичен мифу о похищении Персефоны и возвращении дочери Деметры на землю). Возвращение Иасиона на землю символизирует смену времен года. От союза Иасиона с Деметрой родился Плутос (бог богатства и изобилия) – олицетворение плодородия земли. От Деметры Иасион получил в дар зерна пшеницы и научил людей земледелию.
По мнению некоторых искусствоведов на картине художника Возрождения Джорджоне "Гроза" (или "Буря") изображены Иасион и Деметра, кормящая их сына Филомепа. Гнев Зевса символизирует приближающаяся гроза и молнии.
В античности Деметру изображали как величественную женщину, римляне придавали ей вид матроны, то есть уважаемой римлянки.
В Риме произошло слияние фигур Цереры (древнейшей богини земледелия) и Деметры. Храмы Цереры были особенно почитаемы среди крестьян, даже жрецы там происходили из сословия плебеев.
Деметра (Церера) в искусстве.
На картине Антуана Ватто богиня изображена в окружении пшеничных колосьев.
Осмар Шиндлер «Церера», между 1900 и 1903 годами
Художник изобразил богиню дремлющей рядом с полем зрелой пшеницы, среди полевых цветов.
Эвелин де Морган. "Деметра оплакивает Персефону"
Многие художники, рисуя Деметру, выбирали сюжет о ее поисках Персефоны.
Адам Эльсхаймер "Церера в доме Мисме"
Деметра могла бытьи гневной. Путешествуя повсюду в поисках своей дочери, она в изнеможении прибыла в Аттику. Женщина по имени Мисме приняла ее и предложила чашку воды с мятой и ячменной крупой, потому что день был жаркий. Деметра от жажды неуклюже проглотила напиток. Увидев это, сын Мисме Аскалабус засмеялся, издевался над ней и спросил, не хочет ли она глубокую банку этого напитка. Затем Деметра вылила на него свой напиток и превратила его в геккона, ненавидимого как людьми, так и богами. Говорили, что Деметра проявляла свою благосклонность к тем, кто убивал гекконов.