Аид
Проект Абдинасиржановой Мубинахон 8 "В"
Я бы назвала Аида самым загадочным божеством древних греков. Главная причина этого – тайна его имени. Историки не могут сказать точно, что оно могло значить. В переводе с древнегреческого языка слова, напоминающие «аидос», имеют самые разные значения – «невидимый», «тёмный», «милосердный».
Странно, не правда ли? Но мне кажется, что именно такая характеристика является правильной для одной из граней личности Аида. Да, богу не чуждо было сострадание, он правил в мрачном мире мёртвых, оставаясь невидимым для живых, тех, кто жил под светом солнца.
После поражения Кроноса мир стал принадлежать Зевсу и его братьям. Согласно одному из мифов, братья бросали жребий, кому какой частью мира править. Аид был первенцем Кроноса и мог претендовать на власть над землей и небом, но, когда ему достался подземный мир, он благоразумно промолчал.
Всё, что находится под землёй, теперь принадлежало этому божеству.
Не только души умерших, но и силы плодородия земли древние греки считали территорией правления Аида. Благодаря этому богу на земле появлялся урожай, силы которому давали недра. Кроме того, Аид одаривал людей полезными ископаемыми.
Аид считался не только богом смерти. Ему жерствовали семена злаков. Иногда на головах его статуй размещали небольшое хранилище для них.
Давайте запишем в тетрадь или кластер.
Аид (римское имя - Плутон) - бог подземного мира и царства мертвых.
Родители - Кронос и Рея.
Братья и сестры - Зев, Помейдон, Гера, Деметра, Гестия.
Атрибут - двузубец.
Животные - пес Цербер.
У Аида были и интересные атрибуты. Например, в некоторых сказаниях есть упоминание о волшебном шлеме бога. Надевая его на голову, он становился невидимым. Согласитесь, это очень напоминает шапку-невидимку из русского фольклора. Чудесный шлем Аида пригодился не столько ему, сколько его соратникам. Его использовал Зевс во время войны с титанами, а также Персей, убивший Медузу Горгону.
Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.
Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ.
Царство Аида невероятно обширно, а уж количество людей, которыми он стал повелевать после из смерти, куда больше, чем у Зевса.
Царство бога Аида орошали реки Ахеронт и Стикс. Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.
Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида. Воды третьей реки - Леты - давали забвение.
Река Кокитос - это приток Стикса. река плача. А Флегетон - река огня, куда попадают души грешников.
Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном. Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя. Харону следует заплатить за перевозку, поэтому греки клали на веки усопщих по монете.
Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами. Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.
Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида. Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант. При жизни они были царями.
Аид вовсе не одинок в своем подземном мире.
Возле его престола собралось несколько богов, имена которых внушали грекам трепет.
Рядом с троном Аида — чернокрылый бог смерти — Танат с мечом в руках, богини мщения Эринии, и мрачные Керы, похищающие души умерших
У трона Аида прекрасный юный бог сна Гипнос, держащий в руках рог со снотворным напитком, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Его сын, Морфей, посылает людя приятные сновидения.
Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [17]. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
ЛЮБОВЬ МРАЧНОГО АИДА
О том, что Аиду вовсе не чужды человеческие страсти, говорит история его любви к Персефоне. Юная богиня весны, дочь Деметры, прогуливалась по земле, когда её вдруг увидел Аид, что в этот момент решил подняться на поверхность. Он был настолько потрясён очаровательной внешностью Персефоны, что пожелал немедленно получить её в жёны. Вероятно, одинокая жизнь во мраке не пошла на пользу богу, и он не придумал ничего лучшего, чем украсть девушку.
После этого последовала драматичная история с Деметрой, матерью невесты, которая погрузила землю в состояние вечной зимы, но в итоге конфликт разрешился мирно и полюбовно. Аид вынужден был отпускать супругу с весны до осени, поскольку природа нуждалась в процветании и красоте.
На зимнее время возлюбленная возвращалась в тёмное царство, а на поверхности земли наступал период холодов и грусти. Тем не менее, во многих мифах Песефоне как жене Аида отводится важная роль.
На картине художника Россетти Персефона изображена с гранатом в руке. Понимая, что боги вынудят его отпустить девушку, Аид предложил ей богатое угощение. но Персефона знала, что в мире мертвых ничего нельзя есть. Однако она не удержалась и схела три зернышка граната. поэтому и вынуждена была возвращаться в царство мужа на три месяца.
Так куда же отправлялись души умерших, согласно греческим мифам.
В отличие от мифов египетских, посмертное существование виделось грекам более чем безрадостным. Даже в своеобразном раю.
Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.
На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.
Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи. Но проводить так время целую вечность вряд ли кто-нибудь захочет. Греки вообще не слишком уважали труд, в отличие от египтян, которые и в загробном мире "собирались" заниматься ремеслами и земледелием для собственного удовольствия.
Асфоделевые луга - это место для душ умерших, не заслуживших Элисиум (рай) и недостаточно нагрешивших для Тартара (ад).
Место весьма скучное и печальное.
Грешники же попадали в Тартар. Про некоторых из них греки рассказывали в назидание особые истории. Так, например, Сизиф, пытавшийся обмануть богов и вернуться в мир живых, должен был вечно вкатывать в гору огромный камень, но стоило ему почти достичь вершины, как камень срывался вниз, и Сизифу приходилось вновь катить его наверх. Отсюда произошло выражение "Сизифов труд".
Надо сказать. что представление европейцев об Аде сформировалось именно благодаря греческим мифам. По сути Тартар переименовали в Ад, сохранив все его атрибуты - море огня и прочие "прелести".
В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса, Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.
Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем.