Анубис

Body: 

Проект Кармановой Анастасии 8 "В" класс

Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.
«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога.

Когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). p> Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис – обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом – цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. В эллинистическую эпоху (когда Египет был захвачен войсками Александра Македонского)  Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса.Этот бог как волшебник упоминается также и в римской литературе.

В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (по-гречески Кинополь – «собачий город»).

Древние египтяне тщательно готовились к смерти, но если смерть произошла неожиданно, человек мог быть похоронен в могиле, предназначенной для другого члена семьи, или украшения могилы могли быть выполнены детьми покойного. Чтобы построить гробницу, требовалось много времени, но длительность процесса мумификации оставляла достаточно время для изготовления саркофага, посвящённого умершему. Картонные саркофаги, которые использовались в более поздние династические и греко-римские периоды, детализировали имя и титулы человека вместе со стихами из погребальных текстов, которые обеспечивали безопасный проход души человека через препятствия, которые находились в ожидании, прежде чем место было обеспечено в загробной жизни. Гроб мог быть украшен крыльями-оберегом стервятника, цветочными ожерельями, символизирующими воскрешение, или изображениями четырех богов, которым была поручена защита внутренних органов, которые удаляли во время процесса мумификации.

Квебехсенуэф - бог с головой ястреба охранял кишечник; Дуамутеф с головой шакала — охранял желудок; Иссети охранял печень; и обезглавленный бог Хапи охранял лёгкие. Также могло быть изображение бога сокола Гора, возрождённого солнца, которое означало перерождение. Сосуды для хранения внутренних органов назывались канопы. Они ставились в гробнице рядом с саркофагом.

Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили. Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то сердце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.

Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями.

Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.