Зевс
Проект Мусатовой Софии 8 "В"
Зевс – повелитель богов и смертных (см. также его описание в статье Боги древней Греции), представлял в греческой мифологии ту жизненную силу, которой проникнуто все во вселенной. В моральном отношении он представлял звено, связывающее человечество, был охранителем договоров и клятв, покровителем бедных и просящих и всех тех, кто не имел иного крова, кроме неба. «Видишь ли ты, – говорит греческий драматург Еврипид, – эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это – Зевс, верховный бог».
Материалы для записи в кластер.
Зевс (Юпитер). Родители: Рея и Кронос
Братья и сестры: Аид, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия.
Властитель мира и повелитель неба. Оружие - молнии (перуны)
Священное животное - орел, бык, лебедь.
Родителями Зевса были Кронос и Рея. Отец знал о предсказании, которое гласило, что один из его сыновей свергнет его. Кронос очень боялся этого. Он сам в свое время погубил своего отца Урана – самого первого бога. Миф о Зевсе гласит, что Кронос приказал Рее приносить ему новорожденных детей, которых он проглатывал без всякой жалости. Эта судьба уже постигла Гестию, Посейдона, Деметру, Аида и Геру. Рея, испугавшись за своего младшего сына, решила родить его в пещере на острове Крит. Кроносу она дала камень, обернутый в пеленки, который тот проглотил, не подозревая о подвохе.
Зевс питался медом местных пчел, который они сами ему приносили с ульев на горе Дикти. Одна из пещер у ее подножия до сих пор считается «пещерой Зевса». Когда археологи провели здесь первые раскопки, они обнаружили огромное количество алтарей и статуэток, посвященных громовержцу. Миф о Зевсе был известен каждому жителю Эллады. Младенец также был вскормлен молоком козы Амалфеи. Это животное было приведено в пещеру двумя нимфами: Адрастеей и Идеей. Когда Амалфея умерла, ее рог был превращен в Рог изобилия, а шкура была использована Зевсом в изготовлении щита, с которым он пошел на войну против титанов.
Когда Зевс вырос и возмужал, то открыто выступил против своего отца, не подозревавшего о существовании сына. Он заставил Кроноса вернуть обратно детей, которых тот проглотил много лет назад. Нанявшись к Кроносу в качестве виночерпия, Зевс подал отцу вино с рвотным камнет, и Кронос изверг из утробы всех проглоченных детей, которые предстали вновь уже взрослыми сильными богами. Тогда они начали войну против отца за власть над всем миром. Миф о Зевсе гласит, что жертвенник, на котором они поклялись бороться с Кроносом, был превращен в созвездие.
Война с титанами продлилась девять лет. Поначалу она не выявила победителей из-за равности сил противников. Дети Кроноса сделали своим местом жительства гору Олимп, откуда они и руководили войной. Помимо Кроноса во втором поколении богов были и другие титаны, и некоторые из них перешли на сторону Зевса. Главным из них был Океан, который мог управлять морями и реками. К Зевсу также примкнул и Прометей, который когда-то создал людей из глины.
Помогли Зевсу чудовищные циклопы, которых Кронос сбросил в Тартар - самое мрачное место подземного мира. Зевс освободил циклопов, и те выковали ему оружие - молнии.
В искусстве Зевс почти всегда изображается в виде сильного и прекрасного мужчины в цвете лет с бородой; отличительными символами его являются орел, скипетр и громовые стрелы (перуны). Длинные волосы его разделены на лбу, верхняя часть туловища обнажена, грудь широкая.
Зевс носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громоносные стрелы (перуны), которые Зевс держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога; все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, – все поражались этими стрелами. Культ Зевса Громовержца был весьма распространен в Греции. Римляне, называвшие этого бога Юпитером, воздвигли в честь его храм в Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней.
Очень часто Зевс держит на руке богиню победы Нику в знак того, что он покровительствует состязающимся и дарует победу; он тогда носит название Зевса Победоносца, или Никефорийского. О богине Нике нет отдельного мифа, но на памятниках искусства она часто изображается, в особенности на монетах. Ее обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку.
По мнению греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит Зевсу. Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы.
Гера была одной из сестер Зевса. Зевс влюбился в нее, но она отвергла его ухаживания. Она заявила, что даже ни за что не обнимет его, не то что выйдет за него замуж. Зевс знал, что Гера очень любит животных и других существ. Он превратился в кукушку, вылетел за ее окно и притворился, что страдает от холода. Гера пожалела птицу, взяла ее в дом и прижала к груди, чтобы согреть. Затем Зевс превратился обратно в себя и Гера согласилась на брак с Зевсом. По большинству свидетельств, Гера подарила Зевсу четырех детей: Ареса, бога войны; Эйлитию, богиню деторождения; Гебу, богиню вечной молодости; и Гефеста, бога огня.
После того как Зевс одержал победу над титанами, он сбросил их в Тартар, и тогда уже на него восстала собственная бабушка - богиня Гея, Земля. Она наслала на олимпийцев всех чудовищ, которых когда-то породила. На каждого бога-олимпийца приходилось по гиганту, которого бог должен был победить. Олимпийцы призвали на помощь многих героев - полубогов. Например, Геракл тоже участвовал с гигантомахии.
Гигантомахия стала темой для рельефов величайшего памятника античности - Пергамского алтаря. Это сооружение теперь находится в Берлине, в Археологическом музее, бережно сохраняемое под крышей.
Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов. Боги располагаются в верхней части фриза, а их противники — в нижней, что подчёркивает противопоставление двух миров, «верхнего» (божественного) и «нижнего». Боги выглядят как люди, гиганты сохраняют черты животных и птиц: у некоторых из них вместо ног змеи, за спиной крылья. Имена каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны над фигурами на карнизе.
Итак. Зевс одержал победу над врагами и воцарился на Олимпе, где его постоянно окружал сонм младших богов. Врата в его чертоги окутаны облаком, которым управляют Оры. Эти богини времен года пускали на Олимп посетителей и открывали вход для богов, которые спускались на землю. В царстве Зевса царит вечное лето – здесь нет снега, дождя и природных катаклизмов. Сын громовержца Гефест соорудил великолепные чертоги, в которых боги пировали и проводили свободное от забот время. Они пили амброзию - волшебный напиток, дарящий бессмертие.
Гера по сути была третьей женой Зевса. Первый раз он женился на Метиде, титаниде, богине мудрости, но история закончилась плохо (см. Афина). Второй раз он выбрал Фемиду - тоже титаниду. богиню справедливости. Она родила трех Мойр - богинь судьбы, чьей воле покорялись даже боги. И Зевс решил, что с титанидами лучше не связываться. Тогда-то его выбор пал на Геру.
Однако, Зевс не был ей верен. Каждый город в Греции считал, что его основателем был какой-нибудь сын Зевса от смертной женщины. Боги рассказывали о героях (так называли полубогов) множество историй. с некоторыми из которых мы познакомимся на наших занятиях.
Статуя Зевса - одно из чудес света
Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существовавшие на тот момент храмы.
Как выглядел дом Зевса
- Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
- Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
- Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
- На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
- Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.
Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.
Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне.
Он около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).
Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.
Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.
Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.
По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.
В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.